Мониторинг метапредметных умений

monitoringВ условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов необходима оценка результатов образования, как предметных, так и метапредметных.
В целях получения информации о метапредметных результатах 14 и 21 апреля 2015 года совместно с Центром оценки качества образования Томской области был проведен мониторинг сформированности метапредметных умений обучающихся 4-ых, 6-ых и 7а (пилотного) классов. В мониторинге приняли участие 104 учащихся нашей школы.
Работа состояла из текста и системы заданий, объединенных тематикой текста.
В ходе выполнения работы оценивался уровень сформированности познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
В работу были включены задания двух уровней сложности: базового и повышенного.
Задания базового уровня были нацелены на проверку
• сформированности умений и способов учебных действий, которые необходимы для успешного продолжения обучения на следующих этапах обучения,
• способности использования умения для решения простых учебных и учебно-практических задач.
Оценка достижения этого уровня осуществлялась с помощью стандартных заданий, в которых очевиден способ выполнения.
При решении заданий повышенного уровня проверялись способности учащихся выполнять такие учебные или учебно-практические задания, в которых нет явного указания на способ их выполнения. Для выполнения этих заданий было необходимо самостоятельно выбирать один из изученных способов или создавать новый способ, объединяя изученные или трансформируя их.
Стандартом предусмотрено применение уровневого подхода при оценке сформированности образовательных результатов, в том числе, и метапредметных. Соответственно, по результатам выполнения работы предполагалось выделение базового уровня достижений как опорной точки при построении системы оценки и организации дальнейшей индивидуальной работы с учащимися. Относительно этой опорной точки были выделены следующие уровни достижения планируемых результатов: недостаточный, пониженный, базовый, повышенный, высокий. Уровень достижения планируемых результатов определяется на основе совокупной оценки выполнения заданий базового и повышенного уровня.
Полученные результаты свидетельствуют, что у 42% обучающихся МБОУ «СОШ №5», принявших участие в мониторинге, метапредметные умения сформированы на базовом уровне, у 38% на повышенном уровне, у 12% на высоком уровне. У 8% участников мониторинга сформирован пониженный уровень метапредметных умений.
Данные, полученные в ходе выполнения работ, позволяют получить представление об уровне овладения обучающимися некоторыми метапредметными способами действий. Результаты работ будут использованы для организации дальнейшей индивидуальной работы с учащимися, а также для определения направления дальнейшего совершенствования учебного процесса в школе.
Материал подготовила Бабенко Л.А. 
- заместитель директора по учебной работе.