В школе обсудили вопросы преемственности начальной и основной школы

 20 декабря 2017 года в школе прошел психолого-педагогический консилиум «Преемственность: проблемы и пути решения (о преемственности между начальной и основной школой)».

В 2017-2018 учебном году ряды уровня основного общего образования МБОУ «СОШ№5» пополнили 52 ученика 5-х классов. Переход из начальной школы в основную школу - событие радостное и в то же время, влекущее за собой много сложностей, сопряженных с большой психологической нагрузкой.

Поэтому на консилиуме учителя-предметники вместе с классными руководителями говорили об особенностях адаптационного периода для каждого ребенка. Для успешной адаптации учащихся необходимо учитывать возрастные   особенности детей, создавать ситуации успеха. Наиболее сложным для ребят является переход от одного учителя к взаимодействию с несколькими различными учителями - предметниками. У них ломаются привычные стереотипы, самооценка: ведь теперь его будет оценивать не один учитель, а несколько. К тому же в этот период дети узнают свои сильные и слабые стороны, учатся смотреть на себя глазами разных людей, гибко перестраивать свое поведение в зависимости от ситуации и человека, с которым общаются. Поэтому основной опасностью данного периода является фактор изменения личностного смысла учения, постепенное снижение интереса к учебной деятельности.   Эти и другие возникшие проблемы обсудили на консилиуме педагоги и предложили конструктивные методы и рекомендации для успешной адаптации обучающихся 5 классов.

Решение консилиума:

  1. Классным руководителям строить воспитательную работу с классными коллективами, учитывая единство требований семьи и школы.
  2. Учителям-предметникам при выстраивании учебного процесса:
  • учитывать возрастные особенности детей;
  • использовать на уроках деятельностные методы;
  • включать в урок здоровьесберегающие технологии;
  • применять в урочной и внеурочной деятельности формы и методы, способствующие формированию внутренней познавательной мотивации;
  • использовать часы дополнительных занятий для организации работы с одарёнными и слабоуспевающими детьми;
  • строго соблюдать объем домашнего задания;
  • придерживаться единых дисциплинарных требований во время учебного процесса;
  • вести целенаправленную работу с учащимися по выработке навыков предоставления дневников для выставления оценок по итогам урока.

Рекомендации учителям - предметникам

  • Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.
  • Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.
  • Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал.
  • Налаживайте эмоциональный контакт с классом.
  • Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.
  • Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.
  • Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению.
  • Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).
  • Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса.
  • Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.
  • Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).
  • Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.
  • Не допускайте педагогического манипулирования.
  • Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.
  • Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.
  • Будьте с детьми вежливыми.

 

Материал подготовила заместитель

директора по УР Бабенко Л.А.

JoomShaper