С целью оценки уровня компетентности в решении проблем старшими школьниками 24 сентября 2019 года в рамках регионального исследования проведено тестирование по решению проблем среди обучающихся 10-х классов.
Под компетентностью в области решения проблем понимается «способность учащегося использовать познавательные умения для разрешения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется. Умения, необходимые для решения проблемы, формируются в разных учебных областях, а не только в рамках одной из них – математической, естественнонаучной или чтения».
Для оценки компетентности учащихся в исследовании использованы задания, в которых предлагалось разрешить одну из трёх типов проблем, связанных с важными аспектами ежедневной жизни и часто встречающихся в реальных жизненных ситуациях. Эти типы проблем получили название «принятие решения», «анализ и планирование», «внезапно возникшие неполадки».
Принятие решения. Требуется понять возможные варианты решения и ограничения, сформулированные в условии, и принять решение, отвечающее данным ограничениям.
Анализ и планирование. Нужно проанализировать ситуацию и спланировать систему, отвечающую требованиям, сформулированным в условии.
Внезапно возникшие неполадки. Необходимо понять работу устройства, определить особенности возникшего затруднения, диагностировать неполадки, предложить решение возникшего затруднения.
В мониторинге приняли участие 46 обучающихся 10 классов из 49 человек, что составляет 94%. В рамках мониторинга оценивались уровни сформированности навыков:
- навыки аналитических рассуждений;
- навыки рассуждений по аналогии;
- навыки комбинаторных рассуждений;
- уметь различать факты и мнения;
- уметь соотнести причины и следствия;
- уметь логически изложить своё решение.
Анализируя результаты полученных данных следует, что успешность решения проблем по типу «Принятие решения» составляет 66,7%, что выше окружных показателей на 9,1%. Успешность решения проблем по типу «Внезапно возникшие неполадки» составляет 66,7%, что выше окружных показателей на 11,3%. Успешность решения проблем по типу «Анализ и планирование» составляет 83,3%, что выше окружных показателей на 16,5%. С подробным аналитическим отчетом данного мониторинга можно ознакомиться в разделе «Результаты мониторингов».
Материал подготовлен заместителем директора по УР Бабенко Л.А.