Причины неуспеваемости учащихся. Рекомендации по работе с неуспевающими учащимися.

 

Начался новый учебный год, написаны первые контрольные работы, проведены мониторинги, выявлены группы неуспевающих учащихся. Впереди целый учебный год, сложный и длительный для ученика и поэтому задача педагога выстроить свою работу так, чтобы определить причины неуспеваемости, составить индивидуальный план работы и помочь ребёнку преодолеть школьные неудачи. Причины неуспеваемости могут быть внутренние и внешние.

Внутренние:

- недостатки  биологического развития:

а)  дефекты органов чувств;

б)  соматическая    ослабленность;

в)  особенно­сти    выс­шей нерв­ной   дея­тельно­сти, отри­цательно влияю­щие      на учение;

г) психопато­логиче­ские     от­клонения;

- недостатки психичес­кого   развития   личности:

а)  слабое развитие эмоцио­нальной сферы личности;

б)  слабое развитие воли;

в)  отсутствие положи­тельных познава­тельных интере­сов, моти­вов,     по­требно­стей

г) слабое развитие внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора;

- недостат­ки      воспитанности личности:

а)  недостатки в раз витии мораль­ных     качеств личности

б)   недостат­ки   в   от­ношениях личности к учителям, коллекти­ву,  семье и пр.

в)   недостат­ки  в тру­довой воспитан­ности

д) неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.

Внешние:

- недостат­ки образования лич­ности:

а)  пробелы в знаниях и специ­альных умениях;

б) пробелы в навыках учебного труда;

- недостат­ки      опыта влияний школы:

а)   недостатки      про­цесса обучения, учебных пособий и пр.;

б)   недостат­ки   воспи­татель­ных влия­ний    шко­лы    (учи­телей, коллекти­ва      уча­щихся    и д.р.);

г) несформированность приемов учебной деятельности;

- недостат­ки    влияния внешколь­ной среды:

а)   недостат­ки    влияний      семьи;

б)   недостат­ки    влия­ний свер­стников;

в)   недостат­ки    влия­ний  культурно-производственного     ок­ружения.

 

 

Несколько рекомендаций, которые необходимо соблюдать педагогам при работе со слабоуспевающими учащимися:

 

  • Создать доброжелательную атмосферу при опросе
  • Не увеличивать темп опроса, даже несколько снизить его, разрешить ученикам дольше готовиться у доски
  • Предложить ученику примерный план ответа
  • Предложить пользоваться наглядными пособиями по теме ответа, которые помогут ученику изложить суть тематики
  • Стимулировать учащихся положительной оценкой, похвалой, подбадриванием
  • При изложении нового материала необходимо:
  • Поддержать интерес к усвоению темы учащимися
  • Обращаться к неуспевающим и слабым ученикам с вопросами, определяющими степень их понимания учебного материала
  • Привлекать слабоуспевающих учеников к помощи при подготовке приборов, пособий, опытов и т.д.

Рекомендации по работе с замкнутыми учащимися:

Таких учащихся характеризует выраженный аутизм (замкнутость, уход в себя, отстраненность от мира). Склонны к развитию логического мышления. Учатся неплохо, но широкие интересы отсутствуют. Любят много читать, имеют хорошо развитую речь. Негативные черты: эмоциональная холодность, безразличие к внешнему миру, бедность мимики и жестикуляции, независимость от мнения окружающих.

Общие требования:

  • Принятие интровертированного ребенка, доброжелательное, заинтересованное отношение к нему;
  • Включение в группу только с его личного согласия;
  • Акцентирование любых успехов в его общении с окружающими;
  • Терпимое отношение к «чудачествам» ученика;
  • Искренняя заинтересованность идеями и увлечениями ребенка, что может помочь умелому включению ученика в групповое взаимодействие;
  • Оказание помощи в развитии речи, внимания, памяти, моторики;
  • Смягчение общего эмоционального дискомфорта (чтение юмористических рассказов, анекдотов);
  • Учет интереса к точным наукам;
  • Учет непредсказуемости мышления и поведения;
  • Отношения с учеником строить по принципу выделения его поведения, как отличного от других;
  • Не навязывать поручение, но и не отказываться от предлагаемой им самим помощи;
  • Давать ему почувствовать свою принадлежность к коллективу.

 

В урочной деятельности:

  • Четкое целеполагание и мотивация урочной деятельности;
  • Вербальная, визуальная, тактильная стимуляция (вопрос, задание), способные своевременно переключить ученика  с одного вида деятельности на другой;
  • Поэтапный контроль работы.

Во внеурочной деятельности:

ü  Поручения, требующие индивидуального выполнения с учетом интересов и желаний ученика;

ü   Стимулирование занятия теми видами деятельности, где есть возможность широкого общения со сверстниками (привлечение к организации внеучебных мероприятий).

Рекомендации по работе с учащимися, отличающимися высоким уровнем тревожности:

Личностная тревожность – свойство характера человека, выражающееся в предрасположенности к тревоге и устойчивой склонности человека воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях, даже там, где нет реального повода для тревоги. Высокотревожные учащиеся склонны преувеличивать трудности и опасения, с которыми они встречаются, предрасположены к перепадам давления и нарушениям сердечного ритма. Личностная тревожность обычно соотносится с такими чертами характера как агрессивность, раздражительность, застенчивость.

Общие требования:

ü  Общение в доверительном, спокойном и доброжелательном тоне, не повышая голоса;

ü   Единство требований к ребенку со стороны взрослых, избегание двусмысленности и недомолвок в изложении требований;

ü   Создание условий для повышения самооценки учащегося – не заострять внимание на промахах и неудачах, акцентировать внимание на успехах;

ü  Формирование оптимистических установок, развитие умения выделять главное и не беспокоиться по мелочам, снижение чувства повышенной моральной ответственности и вины;

ü  Нельзя угрожать наказанием, накапливать «компромат», строить неблагоприятные прогнозы, публично подчеркивать несостоятельность ребенка в чем-либо;

ü  В случае проступков наказание производить сразу, без отсрочки его выполнения;

ü   Избегание состязаний, любых видов работ, учитывающих скорость;

ü   Не сравнивайте учащегося с окружающими;

ü   Доверяйте ученику, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть;

ü   Последовательность в воспитании, не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.

В урочной деятельности:

  • Формирование на уроке обстановки спокойствия, уверенности в достижении учебных целей;
  • Давать время на обдумывание задания, подготовку, не ставить ученика в ситуацию неожиданного вопроса, не требовать отвечать новый, неусвоенный материал;
  • Стимулировать самостоятельный поиск путей преодоления учебных затруднений;
  • Доброжелательно аргументировать выставляемую оценку, хвалить за приложенные усилия.

Во внеурочной деятельности:

ü  Поручения должны быть конкретными и посильными, способствующими ситуации успеха, повышение самооценки;

ü  Нежелательны поручения, требующие решительности, ответственности, инициативы.

 

 

 

Требования к учителю, работающему с проблемными детьми:

 

-создавайте  в классе благоприятный психологический климат;

- не раздражайтесь, будьте терпеливы и настойчивы;

- требуя, учитывайте реальные возможности ученика;

- каждому ученику- индивидуальный подход; дозированный темп и объем работы;

-учитывайте зоны ближайшего развития, постепенно увеличивайте и усложняйте нагрузку;

- учите посильным приемам регуляции поведения;

- диагностика по всем вопросам изучения развития личности и ее продуктивность – залог успешного обучения.

Фразы, помогающие создать ситуацию успеха у ребенка:

1. Высокая оценка детали – “У тебя эта часть замечательно получилась.”

2. Авансирование – “У тебя получится.”

3. Скрытая инструкция - “Ты же помнишь, что…”.

4. Усиление мотивации - “Нам это так нужно для…”.

5. Персональная исключительность – “Только у тебя и может получиться”.

 Упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания:

Упражнение "Самое главное"                                                                                              

Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.

Упражнение "Моментальное фото"                                                                                    

Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.

Упражнение "Лучший вопрос"                                                                                            

 Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.

Упражнение "Пересказ по кругу"                                                                                                              

Ученики читают текст, а затем встают в круг. Один из участников выходит в центр круга, закрывает глаза, кружится на месте и показывает на любого игрока, с которого начинается воспроизведение учебного текста. Далее по часовой стрелке каждый говорит по одной фразе из текста. И так до его конца. После этого текст еще раз читается, и участники исправляют ошибки, дополняют то, что было упущено.

Для составления материала использованы информационные источники:

http://cdik.edusite.ru

http:/nsportal./ru

http://psy-office.ru

Материал подготовила педагог-психолог Курочкина Ольга Николаевна